Актуальная тема

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

ЦИТАТА
Проект предполагает вовлечение в процесс образования и реального потребителя услуг – работодателя,и участников процесса – учащихся и родителей, и экспертного сообщества

В 30 российских регионах с 2011 года реализуется проект модернизации системы профессионального образования. Значительная часть средств на реализацию программ поступила из федерального бюджета – в виде субсидий на условиях софинансирования. Для оценки эффективности региональных программ, а также для проверки выполнения регионами своих обязательств перед российским Министерством образования, была привлечена специализированная компания – ООО «Вежа». Сейчас компания руководит работами по мониторингу региональных программ развития профобразования. О том, как осуществляется модернизация профессионального образования в регионах, рассказывает руководитель проекта компании «Вежа» Кирилл Зендриков. 

Кирилл Юрьевич, насколько успешно регионы внедряют свои программы модернизации профобразования? Есть ли среди программ уникальные, которые можно будет в дальнейшем использовать в других регионах? 

Несомненно, есть. Сейчас мы занимаемся тем, что изучаем опыт регионов, чтобы в дальнейшем тиражировать его на остальные города и области страны. Если Минобразования на первом этапе выбрало 30 субъектов Федерации, которым предоставило федеральные субсидии, то в дальнейшем удачный опыт этих победителей будет использован почти на всех остальных территориях. 

Мониторинг предполагает различные аспекты выполнения регионами заявленных на конкурс программ. Каким образом вы сейчас проводите эту проверку? 

Прежде всего, на данном этапе должны быть скорректированы критерии для каждого пилотного региона, в том числе, показатели и индикаторы, характеризующие влияние региональной программы на позиции органов госуправления, ключевых работодателей, образовательных учреждений, родителей и других «заказчиков», то есть заинтересованных сторон. В первом полугодии 2012 года также должны пройти мониторинговые сессии, которые предусматривают сбор данных об исполнении регионами своих обязательств по отношению к федеральному Министерству. Нужно сказать, что проект в некотором роде революционный: в прежние годы встречались лишь рассуждения о необходимости ориентироваться на потребителя образовательных услуг, но система была замкнута сама на себе: «заказчиками», «исполнителями» и «контролерами» выступали разные подразделения одного ведомства. А проект предполагает вовлечение в процесс образования и реального потребителя услуг - работодателя, и участников процесса – учащихся и родителей, и экспертного сообщества. Если, скажем, промышленность региона испытывает нехватку инженеров, образовательные учреждения должны готовить именно инженеров, а не юристов. Раньше такая необходимость озвучивалась только на словах, но теперь в рамках проекта это будет реализовано на местах с подачи Минобразования. Кроме того, охватывает проект несколько десятков территорий сразу, что тоже происходит впервые. 

Это значительно осложняет работу по мониторингу, верно? Вам удается справляться собственными силами или вы привлекаете подрядные организации? 

У компании «Вежа» есть серьезный опыт проведения подобного рода работ. Мы занимается проектами в сфере модернизации образования уже несколько лет. Работали в Саратове, Иркутске, Нижегородской области, Архангельске, на Сахалине, в Самарской области, Приморье, Тюменской области и так далее. У нас есть опыт разработки муниципальных и региональных стратегий и программ - это предполагает широкое межотраслевое видение региона и согласование интересов широкого круга субъектов. Кроме того, именно этот опыт вывел нас на работу с системой образования, так как наши работы по стратегиям выявили, что кадровое обеспечение проектов развития - одна из самых проблемных тем

В 2009 году в рамках контракта с Рособрнадзором мы формировали систему независимой оценки качества образования в России. Привлекали экспертов различного рода – и преподавателей, и общественных деятелей, и представителей неформальных объединений и, конечно, научного сообщества. В 2010 году мы работали над программой модернизации системы профессионального образования Саратовской области. Это был 1 из 5 регионов в стране, где Министерство «тестировало» технологию модернизации профессионального образования. На основе опыта, полученного в пяти регионах в 2010 году, и был запущен нынешний, уже более основательный проект.

В рамках пилотного проекта в Саратовской области мы проводили анализ отраслевой структуры экономики области, структуры спроса экономики на подготовку кадров. Был сформирован прогноз до 2020 года дополнительной потребности экономики области в квалифицированных кадрах по 28 видам деятельности и 28 группам специальностей. Подобный опыт на территории нашей страны имеется всего у пяти кампаний – участников тех самых 5 пилотных проектов.

Более того, у нас есть опыт участия в проектах разработки региональных и корпоративных программ и стратегий, ведения коммуникативных проектов. «Вежа» обладает также опытом сбора информации о восприятии региональным бизнесом программ реформирования образования и оценки региональных рынков труда. Мы неоднократно организовывали и проводили социсследования в различных регионах. Более того, что очень важно в подобных проектах, – мы сопоставляем официальные данные статистики, позиции экспертов и стейкхолдеров. Таким образом, необходимый опыт у нас имелся. Поэтому, когда Министерство объявило о реализации вполне ожидаемого нынешнего проекта, – мы были во «всеоружии».

В то же время, с учетом его масштабности, мы пришли к выводу о необходимости привлечения партнеров. По даннному проекту с самого начала мы очень тесно сотрудничаем с группой IBS, которая является одним из российских лидеров в сфере информационных технологий и консалтинга. Здесь мы добились необходимой синергии – наш опыт модернизации программ профобразования и оценки качества образования и их опыт в области консалтинга позволяет решать задачи с максимальной эффективностью. Помимо IBS для реализации данного проекта мы договорились о тесном сотрудничестве с «Академией повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования» - старейшей организации в данной сфере. Здесь мы пытаемся «остудить» горячность наших эксперементальных проектных решений, пропустив их через фильтр основательности и традиционных подходов.

Однако во главе угла у нас стоит модернизация системы, и поэтому в первую очередь мы опираемся на тот опыт, который получили 2009-2011 гг., работая в этом направлении.

Кроме того, в проекте по мониторингу региональных программ модернизации профобразования нам всегда интересно построить внешний взгляд на проекты Министерства образования от региональных «заказчиков» - и сопоставить его с официальной информацией.

А нужен ли этот внешний взгляд на модернизацию профобразования? Вам не кажется, что о том, как развивать систему образования, больше известно вузам, а не компании по мониторингу? 

«Лицом к лицу лица не увидать»… Думаю, что мы выигрывали тендеры Министерства образования именно потому, что «внешние»: мы владеем инфрмацией о региональной экономике, о региональном развитии. Мы умеем слушать и обрабатывать чужие мнения. Мы свободны от отраслевых стереотипов и неформальных обязательств – в отличие от тех же вузов. Министерство заинтересовано в независимой, не из сферы образования, оценке и сопровождении своих проектов. 

Кроме того, на конкурс Министерства мы подготовили качественную заявку: со сложной и многофакторной системой оценки, сложной и продуманной системой мероприятий, обеспечивающих вовлечение в процесс широкого круга общественности. 

Использует ли федеральное Министерство ваши рекомендации по развитию системы образования? 

И да, и нет. По итогам 2009 года, например, не все рекомендации были учтены, однако очень многие наши предложения были использованы, в том числе, вошли в Федеральную целевую программу развития образования. Это стало следствием огромной работы, которую проделали наши специалисты, в том числе, и по обобщению международного опыта в этой области, и привлечения экспертов из всех уголков России – причем настоящих экспертов в области образования, которые на своих – пусть небольших территориях – смогли воплотить в жизнь самые смелые идеи по развитию системы образования. За 2009 год мы глубоко погрузились в эту тему, сформировали крепкие связи в регионах. На местах люди увидели заинтересованность федерального Министерства, которое мы представляли как подрядчики, в реальном – а не на словах – развитии образования. В следующем – 2010 году, как я уже упоминал, Минобразования объявило 5 пилотных регионов, где планировалось использовать методику модернизации профобразования. Наша компания вновь приняла участие в тендере, который объявило Министерство, и победила в этом тендере. Конкурсная комиссия оценила наш опыт и детально разработанный план действий. Почти год мы работали в Саратовской области. Таким образом, к концу 2010 года мы стали одной из пяти компаний в стране, обладающих уникальным опытом разработки программ модернизации системы профессионального образования.

Насколько ценным оказался ваш опыт в рамках нынешнего сотрудничества с Министерством образования? Ведь регионов по контракту не 1, не 5 – а тридцать!

Знаете, мне кажется, что с одним было страшнее. Сегодня, когда мы уже прошли огонь, воду и медные трубы, когда сформировали системы оценки качества образования, тысячные базы экспертов, рабочий механизм сопоставления данных всех участников процесса – сегодня мы уверены, что с такой работой справиться сможем. По большому счету, что представляет из себя проект 2011-2013 года по модернизации системы профессионального образования? Это перенос опыта тех самых 5 пилотных площадок (одну из которых мы полностью сделали сами, а опыт других имели возможность обсуждать и изучать) на все остальные регионы страны (где у нас имеется хорошая экспертная база). На конкурс мы вышли с детально проработанным планом действий, который насчитывал около 150 мероприятий, и все это опиралось на реальный, а не на теоритический материал. Поэтому и итог конкурса для нас не стал неожиданностью. Неожиданностью стало количество регионов, которые в итоге стали нашими "подопечными". 

Трудно поверить, что все настолько радужно, как вы рассказываете… 

Конечно, нет. Проект и без 30 регионов казался непростым, а в итоге стал просто тяжелым. Но у нас есть необходимый опыт, сложности нас не пугают. Как говорится, глаза боятся – а руки делают. Кроме того, как я уже говорил, у нас очень сильные и опытные партнеры. Вместе с коллегами, несмотря на все сложности проектного 2011 года, мы успешно завершили первый этап проекта. Несомненно, в первый год всегда возникает немало сложностей, происходит притирка партнеров, формируются схемы взаимодействия.

Дальше будет легче. Мы уверены, что этот проект внесет немалый вклад в повышение качества образования и приближение всей системы российского образования к реалиям сегодняшнего дня.

Источник: http://www.oko-rf.ru

КОММЕНТАРИИ: написать комментарий комментариев: 0