Новость

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

ЦИТАТА
В повседневной социальной практике оценка качества образования имеет доверительный характер в отношении образовательных учреждений со стороны внешних и внутренних потребителей

Какие изменения произошли в системе образования Алтайского края и как они повлияли на качество образования? Как отразилось введение единого государственного экзамена на качество образования региона? Позволят ли мероприятия по модернизации профобразования, предусмотренные региональной программой развития, повысить эффективность системы профобразования в Алтайском крае? Как влияют изменения процедур государственного контроля и надзора за качеством образования на социальные процессы в регионе? На эти и другие вопросы наш корреспондент получил ответ, побеседовав с представителями академического сообщества Алтайского края, работодателями, а также представителями органов управления образованием региона.

Качество образования в центре внимания

По мнению экспертов Алтайского края, изменения государственных процедур контроля и оценки качества образования в целом способствовали формированию основы для развития системных эффектов в сфере образования, во всех его основных процессах: образовательном, воспитательном, научно-исследовательском и инновационном.

Эксперты отметили, что в настоящее время понятие «качество образования» трактуется потребителями образовательных услуг, экспертами, работодателями по-разному. В повседневной социальной практике оценка качества образования имеет доверительный характер в отношении образовательных учреждений со стороны внешних и внутренних потребителей. В этой связи, отмечают эксперты, особенно важна работа по становлению и развитию единых государственных процедур и механизмов контроля и оценки качества образования. Только так можно уже сегодня заложить основу партнерских отношений между потребителями, производителями образовательных услуг, а также работодателями и другими заинтересованными лицами.

Тест на качество

Если говорить о системных эффектах в  сфере образования Алтайского края были определены новые подходы к аттестации педагогических кадров и аттестации/аккредитации образовательных программ образовательных учреждений. В крае хорошо развита практика выявления лучших образовательных учреждений в системе образования, отвечающих требованиям государственных процедур контроля и оценки качества образования. Это, по мнению экспертов, даёт основание для обобщения и распространения лучшего опыта работы образовательных учреждений.  

В практику образовательных учреждений Алтайского края внедрен инструмент диагностического тестирования качества образования, начиная с ЕГЭ. Такое тестирование может проводиться при аккредитации образовательного учреждения, в рамках проведения мониторинга или итоговых аттестаций.


Цифры и факты

Согласно результатам опроса населения Алтайского края, 44% респондентов отметили, что введение ЕГЭ снизило качество образования, а 30% опрошенных, убеждены в том, что  его качество повысилось.

 

Прокомментировали эксперты и рассогласованность населения во мнении по ЕГЭ. По словам представителей академического сообщества, можно по-разному относиться к процедуре, но нельзя отрицать факт того, что с введением ЕГЭ существенно повысилась мобильность выпускников, и появилось конкурентное поле.

Один из положительных эффектов в образовании Алтайского края - дифференциация и введение новых механизмов в оплате труда педагогов общей школы. По мнению экспертов из академической среды, в системе профессионального образования данная тенденция в настоящее время не устойчива и носит характер инициативных частных практик конкретного образовательного учреждения.

 

Цифры и факты

Согласно результатам опроса населения Алтайского края, 24% респондентов считают, что качество общего образования в последнее время улучшилось, 37% опрошенных отмечают ухудшения в этой сфере.  Относительно профессионального образования, 34% респондентов считают, что его качество улучшилось, 46% отмечают ухудшения в профобразовании.

 

Кадровая синергия: реалии рынка

Эксперты отметили, что одним из последствий формирования конкурентной среды в системе образования и борьбы за качественного выпускника школы (высокий рейтинг ЕГЭ) является развитие профориентационной работы, в том числе в ближнем зарубежье. Наряду с этим, активное участие и поддержка олимпиад разного уровня, создание собственных вузовских олимпиад, ресурсных центров профориентации, в том числе в странах СНГ.

Конкурентные отношения между образовательными учреждениями (особенно в профобразовании) становятся причиной развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений и производства/бизнеса. Например,  на основе созданных в Алтайском крае образовательно-научно-производственных кластеров: биофармацевтический и др. Таким образом, можно зафиксировать еще один эффект - укрепление связей образовательных учреждений с  экономикой, производством, рынком труда.

По мнению работодателей, система образования запаздывает со своей реакцией на изменения рынка труда, и выпускников зачастую приходится переучивать.

В качестве рекомендации они сформулировали идею о введении в государственные процедуры контроля и оценки качества критерии соответствия выпускаемых специальностей актуальному состоянию рынка труда. Наряду с этим они  поддержали идею большего включения работодателей в оценку качества образовательных учреждений.

Системно о социальном

В Алтайском крае в последнее время активизировалось внимание органов власти всех уровней к системе образования. На федеральном, региональном, муниципальном уровнях развивается механизм отбора образовательных учреждений, соответствующих высшим показателям и критериям контроля и оценки качества образования. Это в конечном итоге должно повлиять на реализацию стратегии развития образования, обеспечивающей комплексную модернизацию. Наблюдается совершенствование критериальной базы системы оценки качества образования, на основе чего уже сейчас развиваются механизмы независимой общественной экспертизы качества образования. По мнению экспертов, ключевой особенностью здесь является институциональный характер производимых изменений: реформируется не сама деятельность образовательных учреждений, а те нормы, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Единая система критериев контроля и оценки качества образования, по мнению экспертов, это фактически разработка представления об «идеальном» качестве. По сути дела, это — определение целей движения и развития системы образования, что позволяет каждому образовательному учреждению самостоятельно себя оценивать в любое время как элемент образовательной системы, а также разрабатывать собственную стратегию и тактику достижения критериев качества. В результате изменения государственных процедур контроля и оценки качества образования сформировалось новое представление о качестве образования и механизмах его прозрачной критериальной внешней оценки.

Образовательные учреждения Алтайского края ориентируются на мнение потребителей образовательных услуг – государство и население. Значительно усилилось взаимодействие общественных организаций, законодательных и исполнительных органов власти Алтайского края по вопросам развития образования вообще и повышения его качества в частности. Один из системных эффектов - существенное повышение интереса потребителей образовательных услуг - родителей, обучающихся, представителей общества и власти к участию в управлении образованием. Формирование системы общественной экспертизы качества способствовало укреплению доверия общественности к результатам оценки качества образования.  Существенно возрос интерес средств массовой информации к проблемам качества образования как в общем, так и в профессиональном образовании. В подтверждение данному тезису, эксперты приводили реакцию федеральных и краевых СМИ на результаты мониторинга эффективности вузов, проведенного Минобрнауки РФ, опубликованные в начале ноября. Опубликованные материалы по проблемам контроля и оценки качества образования в основной массе отражают «оперативные и тактические» аспекты проблематики, при этом «стратегические» аспекты прописаны либо недостаточно подробно, либо представлены фрагментарно.

Один из положительных факторов: усиление ориентации в деятельности вузов на администрацию края: принятие программ стратегического развития образовательных учреждений, где конечная цель - обеспечение кадровой потребности региона, содействие социально-экономическому развитию региона и проч. Образование превращается в ресурс развития человеческого капитала региона.

Проблемы, поиски, решения

Зачастую мероприятия и процедуры контроля и оценки качества образования воспринимаются как изолированные, не объединенные общей логикой и целостным подходом.  Есть отдельно лицензионные требования, отдельно аккредитационные показатели для вузов, отдельно мониторинги качества, что стало возможным в результате несистемности представлений предлагаемой программы изменения государственных процедур контроля и оценки качества образования в опубликованных и принятых документах.

Эксперты обсудили проблемы образовательных учреждений при изменении государственных процедур контроля и оценки качества образования.  По их мнению, количество специалистов, способных планово работать по достижению целевых показателей качества образования, недостаточно. Среди перечисленных проблем: ограниченность методической базы, отсутствие сформированной системы информационной поддержки реализации государственных процедур контроля и оценки качества образования. По мнению экспертов, система государственной аккредитации отвечает в большей степени количественным критериям, а не качественным, поскольку она приспособлена под механизмы госзаданий, где лидирующие позиции занимают государственные вузы.

* В статье использованы данные массового социологического исследования удовлетворенности населения и работодателей изменениями в системе оценки качества образования, проведенного в Алтайском крае 2012 году. 

Источник: www.oko-rf.ru