Новость

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТОВ

ЦИТАТА
На настоящий момент процедура государственной аккредитации не в полной мере позволяет достичь целей развития образования

В конце 2012 года представители Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Санкт-Петербургского  государственного лесотехнического  университета имени С.М.Кирова, Псковского государственного  университета, Мордовского государственного университета  им. Н.П. Огарева, Российского  государственного  университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Нижегородского государственного педагогического университета, Уральского федерального университета имени Б.Н.Ельцина, Дальневосточного федерального университета, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова и ряда других образовательных учреждений приняли участие в экспертной оценке системных эффектов от внедрения процедур контроля качества образования в регионах. В ходе оценки были выявлены последствия для сферы образования, рынка труда, экономики, миграционных и социальных процессов в регионах.

В центре внимания экспертов -  наиболее значимые системные эффекты, произошедшие в системе образования  за последние три года в связи с изменением процедуры государственной аккредитации. Кроме этого эксперты оценивали результаты, произошедшие в системе образования  за счет внедрения процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и учета их результатов в процедуре госаккредитации. Эксперты обсудили вопросы, касающиеся системных эффектов, которые могут произойти в системе образования за счет разработки и внедрения процедур сертификации квалификаций по приоритетным отраслям экономики. А также сформулировали следствия в системе образования в связи с тем, что вопросам создания систем качества и их оценки не уделяется должное внимание при проведении государственной аккредитации. Наряду с этими вопросами, эксперты обозначили комплексные результаты последних трех лет в области высшего и общего образования в связи  с изменением государственных процедур контроля и оценки качества образования.
О госаккредитации и не только

По словам представителей академического сообщества,  на настоящий момент процедура государственной аккредитации не в полной мере позволяет достичь целей развития образования. По мнению экспертов, вузы Российской Федерации пока не готовы к новым правилам проведения государственной аккредитации.   Изменение процедуры государственной аккредитации увеличило объем работ вузов по подготовке документов, требуемых для аккредитации. В связи с этим целесообразно использование других инструментов при проведении процедуры.

На настоящий момент не происходит значительного повышения качества образования за счет внедрения изменений процедуры госаккредитации, уверены эксперты. Многие отмечали, что сложно судить о результатах, полученных в системе высшего образования за счет внедрения изменений, в связи с тем, что целесообразность изменения процедуры госаккредитации подтверждена не в полной мере. В связи с тем, что  изменение процедуры госаккредитации увеличило объем работ вузов по подготовке документов, в вузах увеличился штат административных работников. При этом проведение аккредитации по укрупненным группам специальностей положительно сказалось на результатах для системы высшего образования.

Относительно  системного внедрения процедур общественно-профессиональной аккредитации, эксперты сошлись во мнении, что четкой и долговременной государственной политики на настоящий момент нет.  В связи с этим студенты, работодатели не в полной мере понимают преимущества обучения по образовательным программам, прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию, и не проявляют высокой заинтересованности в этой процедуре. При этом идею проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и учета результатов в процедуре государственной аккредитации эксперты считают целесообразной с точки зрения повышения качества образования и ориентации образования на промышленность и общество. Но, по мнению экспертов, не все организации, осуществляющие общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ,  добросовестно реализуют эту идею. Процедура  для вузов является дорогостоящей  и не получила широкого распространения.  А вузы, прошедшие эту процедуру улучшают свой имидж и, как правило, успешно проходят и государственную аккредитацию.

Эффекты развития системы сертификации

Предложения по сертификации квалификаций, по мнению экспертов, в полной мере соответствуют целям развития образования, и внедрение этих процедур в будущем даст много положительных эффектов. Один из них - подготовка специалистов в вузах в соответствии с требованиями работодателей и общества. Но при этом требуется внедрение процедур сертификации квалификаций на системном уровне, и необходимо уделить внимание процедуре признания (аккредитации) органов, осуществляющих эти процедуры.  Внедрение процедур сертификации квалификаций приведет к повышению уровня компетентности выпускников, возможности ориентации образования на актуальные требования профессиональных сообществ, повышению конкурентоспособности вузов.

О внедрении системы качества образования

По мнению экспертов, необходимо учитывать внедрение и результативность  функционирования систем качества при госаккредитации образовательных учреждений. Так как исключение показателя, связанного с наличием в образовательном учреждении системы качества из перечня показателей государственной аккредитации, подорвало внедрение системного подхода к руководству и управлению вузом, в том числе, и к выполнению государственных требований к качеству образования. Подобная ситуация приводит к тому, что вузы задумываются о выполнении показателей государственной аккредитации только перед началом подготовки к прохождению этой процедуры.

С точки зрения результативности внедрение системы качества в образовательных учреждениях повышает качество подготовки выпускников, результативность работы образовательных учреждений, а также ведет к улучшению значений показателей государственной аккредитации в целом.

Последствия реформы

Оценивая наиболее значимые за последние три года системные эффекты, произошедшие в связи  с изменением государственных процедур контроля и оценки качества образования, эксперты пришли к выводу, что в области высшего образования существует необходимость контроля и оценки качества образования, при этом на сегодняшний день инструменты такой процедуры не совершенны. Что касается общего образования в школах, то эксперты высказали мнение как о положительном, так и об отрицательном эффекте ЕГЭ, единого однозначного мнения не выявлено.

Отдельные мнения экспертов сводились к тому, что обучение в школе стало больше ориентировано на подготовку к ЕГЭ, а в вузах увеличилась трудоемкость по подготовке выпускников в связи с тем, что в отдельных случаях результаты ЕГЭ абитуриентов не соответствуют их реальному уровню знаний.

Предложения экспертов

В заключении эксперты сформулировали  ряд предложений. По  мнению академического сообщества, необходимо проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ  по приоритетным направлениям развития экономики, а также по направлениям подготовки специалистов в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. Необходимо разработать гармонизированный со стандартами и рекомендациями European Association for Quality Assurance in Higher Education  (ENQA) национальный стандарт РФ на системы качества вузов. При этом национальному стандарту необходимо придать официальный статус стандарта РФ в качестве нормативной базы для выполнения процедур добровольной оценки систем качества образовательных учреждений.  Для начала этой работы на сегодняшний день в рамках ФЦПРО разработано нормативное обеспечение проведения оценки деятельности образовательных учреждений в области гарантий качества образования, которое содержит требования к системам гарантий качества образования и представляет собой проект стандарта на системы гарантий качества образования.

Необходимо организовать взаимодействияе ENQA с целью одобрения национального стандарта по гарантии качества высшего профессионального образования  со стороны Ассоциации.

Экспертами рекомендовано проведение работ по оценке систем гарантий качества образовательных учреждений на основе данного стандарта, а также разработка совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами предложений по созданию агентств общественно-профессиональной аккредитации подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития экономики России и агентств по оценке качества образования на институциональном уровне. При этом необходимо сформировать реестр агентств. Эксперты сошлись во мнении, что в ближайшее время должен быть создан орган по аккредитации агентств оценки качества образования в соответствии со стандартом ISO 17011 (ГОСТ Р ИСО 17011).

К компетенциям экспертов в области гарантии качества образования необходимо сформировать соответствующие требования, а для проведения экспертных мероприятий в области гарантии качества образования должен быть подобран кадровый резерв представителей образования.

В заключении эксперты сошлись во мнении, что необходимо создание общественно профессиональных организаций, ассоциаций, союзов  по контролю качества образования в приоритетных областях развития экономики России.

Источник: www.oko-rf.ru