Документ

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

ЦИТАТА
Подавляющее большинство среди принявших участие в опросе уверены в необходимости осуществления государственного контроля и надзора за качеством образования

Общее описание исследования

Исследование проводилось в июле - августе 2012 года во всех субъектах Российской Федерации и было направлено на выявление проблем и направлений развития процедур контроля и оценки качества образования и их влияния на результативность подготовки выпускников учреждений профессионального образования.

Объектом исследования являлось трудоспособное население субъектов Российской Федерации; в качестве генеральной совокупности выступало население каждого из субъектов РФ в возрасте: мужчины 16-59 лет; женщины 16-54 года.

Сбор информации осуществлялся методом выборочного опроса в форме личного стандартизированного интервью. Выборочная совокупность формировалась простым случайным отбором, в каждом из 83 субъектов РФ размер выборки составил n=400 респондентов. В целом по Российской Федерации было опрошено 33 200 человек.

Основным инструментом сбора информации являлся специально разработанный опросный лист.

Полученные в ходе опросов данные были подвергнуты обработке с использованием пакета программ анализа социологических данных SPSS.

 

Результаты исследования

Как показало проведенное исследование, большинство респондентов осведомлены об изменениях, которые происходят в российской системе образования в последние годы: в среднем по России 69% опрошенных дали положительный ответ на вопрос «Знаете ли Вы об изменениях, происходящих в системе образования в последние годы?».

Подавляющее большинство среди принявших участие в опросе уверены в необходимости осуществления государственного контроля и надзора за качеством образования. На вопрос «Необходим ли государственный контроль и надзор за качеством общего образования?» положительно ответили 89% респондентов, на вопрос «Необходим ли государственный контроль и надзор за качеством профессионального образования?» - 92%.

На вопрос «Знаете ли вы о существовании Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки?» положительно ответили 56% респондентов. Не знают о наличии в структуре органов управления системой образования Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 44% из числа опрошенных. 

В то же время, большинство респондентов не имеют четкого представления о назначении и функциях Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: на вопрос «Представляете ли Вы функции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки?» ответили положительно 45% респондентов, тогда как 55% дали отрицательный ответ.

На вопрос «Знаете ли вы о существовании федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований в сфере образования?» мнения респондентов распределились следующим образом. Что-то слышали о существовании федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований в сфере образования, но имеют смутное представление по данному вопросу 44% респондентов. Знают о существовании федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований в сфере образования 28% из числа опрошенных. Еще 28% ответили на данный вопрос отрицательно.

На вопрос «Знаете ли Вы про такие процедуры государственного контроля и надзора за качеством образования, как лицензирование и аккредитация?» ответы респондентов позволили составить следующую картину. Знают про процедуры лицензирования и аккредитации 41% опрошенных. Имеют смутное представление о данных процедурах 36% респондентов. Не знают про данные процедуры 23% принявших участие в опросе.

На вопрос «Происходят ли, по Вашему мнению, изменения в процедурах контроля и оценки качества образования?» 54% респондентов дали положительный ответ. Считают, что никаких изменений в процедурах контроля и оценки качества образования не происходит 19% опрошенных.

На вопрос «Как изменилось, по Вашему мнению, качество общего образования за последние 8 лет?» (в 2004 г. была создана Федеральной служба по надзору в сфере образования и науки) ответы респондентов распределились следующим образом. Число респондентов, считающих, что качество общего образования за эти годы улучшилось, превышает число тех, кто заявляет об ухудшении качества: 39% опрошенных против 28%. Еще треть респондентов – 33% – затруднились дать ответ на данный вопрос.

Ответы на вопрос «Как изменилось, по Вашему мнению, качество профессионального образования за последние 8 лет?» распределились похожим образом: 36% респондентов считают, что качество улучшилось, 29% – что оно ухудшилось, 35% затруднились ответить.

Отвечая на вопрос «Что, по Вашему мнению, препятствует повышению качества обучения?» респонденты делали выбор из нескольких представленных вариантов ответов (возможен выбор более одного варианта). По мнению опрошенных, более всего препятствуют повышению качества обучения такие причины, как низкий уровень преподавания предметов – 48%, нехватка в образовательных учреждениях квалифицированных педагогов – 41% и недостатки в организации учебного процесса – 38%. Далее по убыванию следуют такие варианты, как низкий уровень информационно-технического оснащения – 36%, а также отсутствие у школьников/ студентов интереса к знаниям – 35%. Такая причина, как низкий уровень контроля и надзора находится на последнем месте по значимости – 27%.

Отвечая на вопрос «Что, по Вашему мнению, препятствует повышению качества обучения?» респонденты также делали выбор из нескольких представленных вариантов ответов (возможен выбор более одного варианта). При этом, по мнению опрошенных, первоочередными должны быть следующие меры (по мере убывания степени значимости). На первом месте стоит повышение заработной платы педагогов – 66%. На втором месте – усиление практической ориентированности образовательного процесса и активное привлечение работодателей к процессу формирования образовательных программ и дисциплин – по 58%. Далее, около половины опрошенных упомянули такие меры, как увеличение финансирования системы образования – 52%, улучшение материально-технического оснащения образовательных учреждений – 50%. Менее часто упоминались такие меры, как усиление контроля и надзора в сфере образования – 47%, а также повышение уровня преподавания предметов – 46%.

Подробное описание результатов исследования по каждому субъекту РФ доступно по ссылке ниже. 

Источник: www.oko-rf.ru
Скачать файл с документом: docs419.rar, размер: 20154,34 КБайт