« дата »
пн вт ср чт пт сб вс
             
             
             
             
             
             
Комментарий - Власть
Комментарий - Преподаватели

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТИРУЕТСЯ НА НЕПРОИЗВОДСТВЕННУЮ, ПАРАЗИТАРНУЮ СФЕРУ

Владислав Егоров, депутат Законодательного собрания Нижегородской области, старший преподаватель кафедры социальной философии факультет социальных наук Нижегородского госуниверситета им.Лобачевского
ЦИТАТА
Кто сегодняшние выпускники? Менеджеры и маркетологи. Их наплодили такое количество, что можно было бы Америку снабжать, только никто не возьмет, и все понимают, что все это для диплома. Им негде работать по специальности

Я лично и наша фракция в Законодательном собрании Нижегородской области два года назад предлагали областной законопроект о квотировании рабочих мест для молодых специалистов. Мы предлагали для выпускников учреждений начального, среднего и высшего образования гарантировать право на трудоустройство по специальности, полученной в учебном заведении, при условии, что они впервые ищут работу и делают это не позднее чем через год после окончания учебы. Был достаточно хорошо проработан именно этот подход, с максимальной степенью постарались учесть все особенности: сельскую местность, город, профиль учебного заведения, и в каком случае предприятия должны были резервировать определенное количество рабочих мест.

Такая норма действует для инвалидов, но это совершенно разные вещи, разные задачи у этих двух предложений. Я думаю, что это одна из возможных форм, которая могла бы принести плоды. В условиях кризиса и безработицы это стало бы еще и дополнительной гарантией для тех, у кого невысокий уровень квалификации, у кого есть только диплом, и они оказываются за закрытым забором предприятия.

У нас государственная политика не ориентирована на поддержку производственной сферы, и эта сфера выживает, как может. Обратите внимание: кризис начался, и антикризисные деньги были направлены в банковскую сферу, в оборот, или в торговую сферу – это подход государства к производству. Образовательная система, финансируемая из бюджета большей частью, ориентируется на непроизводственную, паразитарную сферу. Кто сегодняшние выпускники? Менеджеры и маркетологи. Их наплодили такое количество, что можно было бы Америку снабжать, только никто не возьмет, и все понимают, что все это для диплома. Им негде работать по специальности.

А вообще, в советское время была система взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями. Она строилась на своего рода госзаказе, и направления, которые получали молодые люди, были с целевым профилем. Это была подготовка кадров определенной специальности, государство заботилось о развитии производства, транспорта, сельского хозяйства, была государственная политика.

В действительности эта та же система госзаказа, только не на продукцию предприятия, а на работников для предприятия. Эта работа могла бы как-то ситуацию выправить, но для этого нужны дополнительные средства из бюджета: этих людей надо целевым образом учить, или налаживать контакт с предприятием, чтобы они платили за подготовку специалистов. Сегодня в образовательной политике все ориентируются на конъюнктуру, и при таком подходе, конечно, говорить о какой-то стратегии подготовки специалистов нельзя. Государство выключено из этого процесса, а только оно может предложить стратегию, потому что каждое предприятие ориентируется на прибыль - как получить большие деньги с минимальными расходами.

Система госраспределения выпускников могла работать только в условиях государственной стратегии, когда государство говорило, какие отрасли будут локомотивом промышленности. Пока нет планирования, в хорошем смысле этого слова, не будет и понятных задач для образования. Государство должно определиться, на поддержку каких отраслей производства оно ориентировано, и что оно может для этого делать.

Изменения в системе образования обязательно должны происходить, иначе первое, что мы потеряем – это будет село. Там идет катастрофический отток молодежи: молодые люди уезжают и не возвращается. Потом пойдут промышленность, транспорт, другая инфраструктура, потому что наряду с банкирами и торговцами котируются разве что нефтедобывающая и газовая отрасли. А как быть выпускникам из других сфер промышленности?

Источник: http://www.oko-rf.ru