« дата »
пн вт ср чт пт сб вс
             
             
             
             
             
             
Комментарий - Власть
Комментарий - Бизнес

НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬСЯ К ПРИНЦИПУ: "СКОЛЬКО НУЖНО ПРОИЗВОДСТВУ СПЕЦИАЛИСТОВ – СТОЛЬКО И ВЫПУСКАЙТЕ"

Александр Котюсов, президент ГК "ПИР", депутат городской Думы Нижнего Новгорода
ЦИТАТА
Чтобы организовать связь вуза и производства, необходимо, чтобы предприятия заранее могли прогнозировать необходимое им через несколько лет количество специалистов того или иного уровня и соответствующей профессии

Как человек, получавший высшее образование во времена, когда существовало распределение, могу с уверенностью сказать, что та, доперестроечная система, была в основном правильная. Сейчас, чтобы организовать связь вуза и производства, необходимо, чтобы предприятия заранее могли прогнозировать необходимое им через несколько лет количество специалистов того или иного уровня и соответствующей профессии. А на основании поданных предприятиями заявок вузы могли бы составлять свой план выпуска специалистов. Необходимо снова построить систему, в основу которой положен принцип – "Сколько нужно производству специалистов – столько и выпускайте". Сегодня же этот принцип нарушен и полностью искажен.

Многие выпускники ориентируются на моду при выборе профессии. Лет 15 назад была мода на юристов и экономистов. Действительно, страна нуждалась в таких специалистах. Во всех вузах стали открываться экономические и юридические факультеты. В настоящий момент можно сказать, что в этих профессиях перепроизводство, и именно поэтому специалисты с дипломами менеджеров и экономистов разносят чай и кофе в офисах. Соответственно, страдает и уровень образования.

Здесь и кроется причина, почему порой работодатели оказываются недовольны уровнем практических знаний студентов. Студенты порой уже понимают, что работу найти по специальности они не смогут, и поэтому к учебе относятся весьма поверхностно: получу, мол, диплом, а там посмотрим. Если бы они твердо знали, что от качества их учебы, от оценок будет зависеть их распределение, думаю, они бы более ответственно относились к занятиям. Кроме того, если бы они, уже учась на 3-м, 4-м курсах примерно понимали, в какой именно отрасли они будут работать, они могли бы более внимательно и скурпулезно относиться к тем или иным дисциплинам.

Кроме названных проблем, считаю, что надо навести порядок с количеством вузов. В стране развелось огромное количество институтов и университетов, которые таковыми называются лишь на бумаге. Как правило, это филиалы столичных учебных заведений, которые открываются в регионах, в них набираются по совместительству преподаватели из других, региональных институтов, снимаются несколько помещений и начинается учебный процесс. Причем опять же ориентируются эти филиалы в первую очередь на моду. Модно заниматься туризмом – откроем соответствующий филиал, модно заниматься связями с общественностью – пожалуйста. Обращаю внимание, что филиалы открывают абсолютно никому неизвестные вузы. Исключение – Высшая школа экономики. Нигде, никогда я не видел в регионах филиалов МГУ, МФТИ, ГИТИСа и многих других институтов с мировым именем. К сожалению, именно уровень образования в филиалах таких неизвестных вузов и оставляет желать лучшего. Здесь необходимо ужесточение законодательства в части выдачи лицензий подобным институтам и их филиалам.

Вместе с тем, хочется отметить, что это сугубо личное дело человека – иметь высшее образование или нет. Некоторые люди просто хотят иметь и знания, и диплом, но не для того, чтобы работать по профессии, а для собственного развития, развития своего бизнеса или даже просто для ощущения себя на определенной социальной площадке. И отказывать таким людям в получении высшего образования нельзя. Поэтому считаю важным развивать качественное (именно качественное) платное высшее образование наравне с бюджетным. Здесь также крайне важно усилить требования к лицензированию вузов.

Хотел бы сравнить ситуацию с вузами и с банками. Они в чем-то схожи. Двадцать лет назад банк мог создать чуть ли не любой, и в стране их было огромное количество. Но потом выяснилось, что многие из них закрываются, исчезают вместе с деньгами клиентов. В результате количество их резко сократилось, остались сильнейшие. Сделано это было в первую очередь с помощью жесткого законодательства. Знания, получаемые в вузах, должны цениться дороже денег. А значит законы, регулирующие высшие учебные заведения, обязаны быть строже.

Источник: http://www.oko-rf.ru